История судоходства, Красное море
Краткое описание истории судоходства в Красном море
Краткое описание истории судоходства в Красном море
Древний Египет и страна Пунт
По найденным при раскопках в долине Хаммамат иероглифическим надписям можно заключить, что египетские суда еще в 2300 г. до н. э. ходили в сказочную страну Пунт из гавани Левкос Лимен (ныне Эль Кузейр).
Более точные сведения о мореходстве в Красном море в древности дают нам надписи и изображения в фиванском храме Дейр эль-Бахри, посвященные экспедиции, посланной в Пунт через Красное море царицей Хатшепсут около 1470 г. до н. э.
Груз, привозимый из страны Пунт, состоял из «золота, серебра, слоновой кости, черного и других ценных пород дерева, живых благоухающих растений в кадках, благовонной смолы, леопардовых шкур, женщин, детей и павианов двух пород».
Еще одна экспедиция в Пунт описана в так называемом «Папирусе Гарриса» - завещании Рамзеса III (1185-1153): «суда были нагружены египетскими товарами без числа. Сами суда, числом в десятки тысяч, отправлены в море великое - Му-Кед. Достигают они страны Пунт. Нагружены суда и ладьи продуктами Страны Бога, всякими чудесными и таинственными вещами их страны, многочисленной миррой Пунта, нагруженной десятками тысяч, без числа ее. Достигают они, будучи невредимыми, Коптосской пустыни. Причаливают они благополучно вместе с имуществом, доставленном ими. Нагружают они его для перевозки посуху на ослов и на людей и грузят на суда на реке, на берегу Коптоса, и отправляют вверх по реке перед собой».
Точное расположение страны Пунт до сих пор не вполне ясно. Однако, можно предположить, то речь идет о восточном побережье Африки южнее Баб эль Мандебского пролива.
В порту Эль Кузейр товары грузились на верблюдов и ослов для дальнейшей перевозки через Восточную пустыню к Нилу. Такой путь был тяжел и неудобен.
Поэтому идея канала, соединяющего Красное море и Нил и далее Средиземное море, возникли у умных людей давно.
Суэцкий канал
Аристотель писал: «Один из царей попытался соединить каналом (Красное) море с Нилом. Немалую выгоду можно было бы извлечь, конечно, из судоходства на всем этом пространстве. Говорят, что первым из древних принялся за это дело Сезострис». Плиний Старший также упоминает фараона Сезостириса, как первого строителя канала между морями. Однако, время правления Сезостириса по сей день не ясно.
Страбон сообщает, что «Начало канала, впадающего в Красное море, находилось у селения Факуссы. Ширина канала 100 локтей, глубина достаточна для очень больших грузовых судов, эти места находятся вблизи вершины Дельты .... этот канал был построен еще до Троянской войны». То есть, примерно, до 1200 года до н.э.
Более определенные сведения о судоходном канале относятся ко времени правления Саисской династии. Геродот пишет, что фараон Нехо (609-594) начал строить канал от Нила до Красного моря, но не закончил его.
Строительство было завершено персидским царем Дарием I (521-486). Длина канала была равна четырем дням пути, и по нему могли пройти бок о бок две триремы. Ширина триремы равнялась 4-6 метрам без учета весел. Значит, канал мог иметь ширину около 20 метров.
Вода в него поступала из Нила, начинался он немного выше города Бубастиса. В наше время это местность Телль Баста на юго-восточной окраине городка Эз Заказикк. Далее древний канал шел через плодородную долину Вади Тумилат, затем на юг, вдоль трассы современного Суэцкого канала.
Четыре стелы Дария I, установленные в честь завершения канала, были найдены вдоль его русла (у Тель эль-Машкуты, в месте, где Вади Тумилат доходит до Суэцкого перешейка, в районе Кабрета и к северу от современного Суэца).
В эллинистическую эпоху, Птолемей II (285-247) также прорыл канал, соединивший два моря. Его упоминают Диодор и Страбон.
С этого времени канал стал судоходным путем, соединившим оба моря. Император Траян (98-117 гг.) и халиф Омар (634-641 гг.) углубили канал и увеличили его судоходность. Однако, в 767 г. при халифе Абу Джафаре, канал был засыпан чтобы направить торговлю через основные районы халифата. Итак, вплоть до 17 ноября 1869 года путь из Индийского океана в Средиземное море лежал или вокруг мыса Доброй надежды или через Суэцкий перешеек с использованием потомков тех самых ослов и верблюдов, что возили товары сухим путем еще за 2300 лет до рождества Христова.
17 ноября 1869 года французский дипломат, предприниматель и один из великих авантюристов 19 века Фердинанд Мари де Лессепс закончил 10 летнюю эпопею по строительству Суэцкого канала. Египетское правительство в лице Хедива Исмаила-паши получило 44% всех акций, Франция – 53% и 3% приобрели другие страны. По условиям концессии акционерам полагалось 71% прибылей, Египту – 15%, основателям компании – 10%.
Россия через частных лиц скупила 24 000 (из 400 000) акций компании Суэцкого канала, занимая третье место (после Франции и Англии) по участию в прибылях от судоходства по каналу.
В 1875 в результате блестящей финансовой операции, организованной Премьер министром Великобритании Бенджамином Дизраэли, банк Ротшильда предоставил британскому правительству капитал на приобретение акций Суэцкого канала у залезшего в непомерные долги хедива Египта.
Эти акции получили название «Ключ от Индии» и подтвердили британский протекторат над Египтом и контроль над жизненно важным для Британской империи путем в Южную Азию.
Движение судов по Красному морю и, в особенности по Суэцкому заливу резко активизировалось. Суэц стал для Европы настоящими воротами на восток. Интенсивность движения судов по Красному морю многократно увеличилась.
Корабли стали тонуть чаще. Что сделало наш дайвинг на Красном море еще более занимательным занятием. Многие рэки той эпохи сохранились для вас: Carnatic, Dunraven, Kingston, Ulisses
В годы 2 Мировой войны Красное море осталось Британским морем и служило безопасным путем доставки войск и военного снаряжения на север Африки для снабжения армии генерала Монтгомери. Противостоял ему “Лис пустыни” Эрвин Роммель.
Однако, север Красного моря оказался в зоне досягаемости для немецких дальних бомбардировщиков с авиабазы на Крите. Результаты их рейдов вы можете увидеть сами, погрузившись на затонувшие корабли Thistlegorm и Rosalie Moller.
Через 10 лет после окончания Мировой войны судоходство в Красном море снова попало под удар в 1956 году во время Суэцкого кризиса.
И еще через 10 лет в 1966-75 годах, когда в результате 6 дневной войны канал стал линией фронта, разделяя Египетскую и Израильскую армии. Канал был закрыт 10 долгих лет.
Благодаря усилиям президентов Менахима Бегена, Анвара Саадата и Джимми Картера в 1976 году навигация в Канале восстановилась, а в 1978 году Египет и Израиль подписали мирный договор в Кэмп Дэвиде США. (Или “Арабо-израильский сепаратный сговор”, как назвали договор в Кремле).
С тех пор Суэцкий Канал работает бесперебойно и приносит огромную пользу Египту и всему прогрессивному человечеству. В том числе и дайверскому сообшеству.
Сегодня Канал – самый востребованный и загруженный водный путь в мире.
Будем надеяться, что так оно и будет впредь.