Thistlegorm
Вернуться к списку дайвинг сайтов затонувших кораблей
Вернуться к списку дайвинг сайтов затонувших кораблей
Как организован дайвинг на SS Thistlegorm
Нырнуть на Тистельгорм обязан каждый дайвер. Не будет преувеличением сказать, что Тистельгорм – это второй самый известный рэк в мире, ибо славу Титаника трудно перебить.
ДЦ Дельфин организует выходы на Тисельгорм в режиме дейли дайвинга. Доплата ко дню дайвинга или курса за дальний выход составит 100$ за каждого дайвера. На всех кораблях команда готовит вкусный завтрак, замечательный обед и предоставляет напитки. Это стоит 15$, которые взымаются со всех дайверов и пассажиров на корабле.
Минимальная квалификация для дайвинга на Тистельгорм - Advanced open water diver, CMAS ** или их эквиваленты.
Перед выходом на этот рэк необходим чек дайв с берега или день дайвинга на рифы с гидами Дельфина.
Корабль выходит из порта Шарм эль Шейха в 05:30. Время в пути 3,5 - 4 часа. По пути вам предложат завтрак, проведут подробный брифинг, у вас будет время собрать и проверить свое снаряжение, а некоторые успевают и поспать.
Первое погружение
Первое погружение это, как правило, ориентационный дайв вокруг судна. Глубина погружения не превысит 30 метров. За один дайв, в спокойном темпе, можно осмотреть:
- Зону взрыва, с танкетками, снарядами, патронами;
- Корму с зенитными орудиями;
- Бронзовый винт, каждая лопасть которого примерно с ваш рост
- Локомотив, верхнюю палубу Тистельгорма, 4 железнодорожных цистерны и тендеры, Упавшую мачту, якорную лебедку и цепь.
Не поленитесь и отплывите от носа Тистельгорма метров на 5, погрузитесь ниже уровня верхней палубы. Здесь вас ждет сюрприз - отличный вид носовой части судна. Если видимость хорошая, то величественные формы, изгибы бортов, свисающая якорная цепь и огромный якорь, лежащий на дне под клюзом по правому не оставят вас равнодушным, а масштабы и размеры просто поражают.
Когда вы видите судно спущенное на воду, вам не видна его погруженная в воду часть, в то время как здесь вы увидите все, от киля и до верхней палубы. Если же у вас с собой камера с широкоугольной линзой, то можно создать неплохое фото в рамку в вашем рабочем кабинете.
Второе погружение
Второе погружение вы совершите в трюмы корабля. Здесь до сих пор покоится весь груз предназначавшийся для Британской армии Монтгоммери. Джипы, грузовики, мотоциклы, генераторы, ящики с винтовками, самолетные крылья и двигатели, кровати-раскладушки, и даже корыта для помывки личного состава, и это далеко не все. Обязательно заплывите в камбуз и осмотрите его, загляните в холодильник, найдете деревянную колоду для рубки мяса , гору банок из под консервов, которыми когда-то кормили экипаж.
В трюмах принято плавать против часовой стрелки, так двигаются 99 % дайверов, однако, есть и те, кто упорно идет по «встречке» расталкивая локтями всех остальных.... Но это - не про нас! На обратном пути часто возникает возможность сделать третий дайв на сайтах Shark Reef или Lonely Mushroom. Стоимость третьего дайва в день, как всегда, 20$.
Если вам повезло, и вы ныряете на Тисельгорм в ходе сафари, то изучив заранее диаграмму приливов-отливов можно спланировать свое погружение в лучшее время – это верхняя точка прилива, когда течение останавливается, а видимость максимальная.
Отдельного внимания заслуживает ночное погружение по верхней палубе рэка. Чего там только не увидишь – мурены, крокодилы и скорпионы, красивейшие мягкие кораллы и губки, и даже спящая черепаха.
Правила безопасности на Тистельгорме:
|
История Тистельгорма
Тистельгорм - это легенда Красного моря. Дайв на этот рэк больше, чем обычное погружение в наших водах, поскольку у вас возникает возможность руками прикоснуться к одной из трагедий Второй Мировой Войны.
История, финал которой вы увидите на глубине тридцати метров, началась в далеком 1939 году, когда на верфи судостроительной компании Thomson & Sons Ltd в Сандерленде (Шотландия) был заложен, а в 1940 году спущен на воду вооруженный транспортный корабль общего назначения Тистельгорм.
Великобритания вступила в войну 3 сентября 1939 года. Поэтому, как и многие британские транспорты того времени, Тистельгорм был вооружен. На корме корабля были установлены два легких орудия, снятых с боевых кораблей еще Первой Мировой Войны. Команда была пополнена четырьмя артиллеристами орудийного расчета.
Название корабля - «Thistlegorm» - переводится, как «Голубой чертополох» - национальный цветок Шотландии и эмблема компании - владельца «Albin Line».
В 1940-41 гг. Тистельгорм успел совершить три рейса в Карибский бассейн и в США. Груз: самолеты, рельсы, хлопок, ром.
В мае 1941 года Тистельгорм вышел из порта Глазго с грузом, записанным в судовую роль как «МТ», то есть «Motor transport». Под этим невинным определением скрывался обширный список снарядов, мин, патронов, авиабомб, винтовок, медикаментов, бронетранспортеров, мотоциклов, грузовиков, джипов и прочей военной техники.
Порт назначения: Александрия, Египет. Стратегический груз предназначался для Восьмой Британской армии Бернарда Монтгомери, дислоцированной в Египте и восточной Ливии. Британцам противостояли немецко-итальянские войска под командованием Лиса пустыни Фельдмаршала Эрвина Роммеля.
В наши мирные дни вы бы проложили свой маршрут из Глазго в Александрию через Гибралтарский пролив и Средиземное море. В 1941 году этот короткий путь был крайне опасен, поскольку Германия и ее союзники контролировали практически все северное Средиземноморье. Итак, длинный, но менее опасный путь лежал вокруг Африки, вокруг мыса Доброй Надежды.
В составе конвоя, Тистельгорм успешно миновал волчьи стаи немецких подводных лодок в Атлантическом океане. В Кейптауне и в Адене были сделаны остановки для дозаправки углем и водой. В составе конвоя из 16 кораблей, в сопровождении легкого крейсера Карслайл, Тистельгорм прошел Баб Эль Мандебский пролив и вошел в Красное море.
На подходе к проливу Губал капитан корабля Вильям Эллис получил предписание следовать к безопасной якорной стоянке «F» возле рифовой системы Шааб Али у побережья Синая. Проход через Суэцкий канал был заблокирован взорванным кораблем, и конвой был вынужден ждать.
Стоянки назывались безопасными, поскольку в эти места не долетали немецкие бомбардировщики с авиабазы Luftwaffe KG 26 на острове Крит.
Настал октябрь 1941 года. В этот жаркий осенний месяц удача изменила Тистельгорму, его команде и капитану.
Роль лайнера Queen Mary
В те же осенние дни в Красное море вошел пассажирский лайнер Куин Мэри. Это был огромный корабль, сильно напоминавший Титаник. В мирное время лайнер возил пассажиров из Европы в Америку. Когда началась война, в каютах были установлены трехярусные койки, и корабль занялся перевозкой солдат. Осенью 1941 года Куин Мэри вошел в Красное море, имея на борту 1200 солдат из Австралии и Южной Африки.
Две двойки тяжелых бомбардировщиков Хенкель 111 вылетели с авиабазы на Крите. Задача: найти и уничтожить Куин Мэри. Это был один из первых дальних ночных вылетов на самолетах такого типа. Куин Мэри обнаружен не был, и самолеты легли на обратный курс. Ночь была лунная. Ориентиром пилотам служило практически линейное побережье Синая. В серебристом свете луны пилоты заметили скопление кораблей. Было принято решение атаковать самый крупный из них. Это и был Тистельгорм.
Две бомбы папали в кормовой трюм, где находился весь груз боеприпасов. Вскоре последовал последовал мощнейший взрыв, который разорвал Тистельгорм пополам. Мгновенно погибли 9 человек, которые находились в этот момент на корме. В их числе - орудийный расчет. Взрыв был такой силы, что два паровоза весом 120 тонн каждый, были подброшены в воздух. Ныне эти паровозы лежат в 60 метрах справа и слева от рэка.
Корабль быстро затонул. Оставшиеся в живых члены команды были спасены другими судами конвоя. С этого момента началась совсем другая - подводная история Тистельгорма.
Роль Командора Кусто и Калипсо
Как всем известно, в 1943 году в Марселе, оккупированном Германией , Жак Ив Кусто и инженер Эмиль Ганьян впервые испытали удачный прототип современного акваланга. Первый аппарат был сделан по чертежам Ганьяна в компании Air Liquide в пригороде Парижа Boulogne-Billancourt, где автор этих строк провел несколько славных лет своей непростой жизни....
Аппарат был запатентован как изделие «CG45» для коммерческого использования. Однако, в послевоенной Европе, коммерческий успех был невелик. Поэтому в 1955 году знаменитый корабль Калипсо с командой будущего командора Кусто на борту отправился в Индийский океан для проведения геофизических исследований по контракту с французской нефтяной компанией. Нефти они не нашли, но нашли нечто лучшее - великолепный подводный мир Красного Моря и Индийского океана. В ходе этой экспедиции был обнаружен, обследован и заснят на пленку затонувший корабль Тистельгорм.
Об этом вы можете почитать в книге «В мире безмолвия», которая должна быть настольной книгой каждого аквалангиста. Больше всего исследователей поразил гигантский наполеон, который охранял неплохо сохранившийся груз. Альберт Фалько и Фредерик Дюма подняли на поверхность корабельный колокол - рынду, штурвал и корабельный сейф (пустой). Когда колокол был очищен от ракушек, проявилась надпись: «Thistlegorm Glasgow».
Наши дни
После визита команды Кусто, Тистельгорм долгие 20 лет привлекал только рыбаков - бедуинов. Но в 1974 году один из пионеров дайвинга на Синае Шимшон Машиах (ныне - владелец великолепной яхты Sea Bell в Эйлате) узнает о рэке. Информация была получена, как и во многих подобных случаях, от рыбака - бедуина из Эльтура.
Информация о рэке держится в секрете, пока в 1992 году шкипер Роджер Винтер из Хургады не привозит на рэк первую группу дайверов.
В 1994 году BBC снимает документальный фильм «Последний рейс Тистельгорма». С этого момента Тистельгорм превращается в один из самых знаменитых, интересных и легкодоступных затонувших кораблей времен Второй Мировой - настоящий подводный музей и аттракцион для многих тысяч дайверов со всего света.
Лайнер Queen Mary компании Cunard Lines совершил свой первый рейс в 1936 году. Он был обладателем Голубой ленты Атлантики и самым роскошным лайнером своего времени. В годы второй мировой войны лайнер перевез более 880 000 солдат и офицеров. В мирное время более 2 000 000 пассажиров.
В 1967 году лайнер совершил свой последний переход в Лонг Бич, Калифорния, где он встал на вечную стоянку.
Теперь Queen Mary это роскошный отель, культурный центр и музей. https://queenmary.com/
Будете в Калифорнии, обязательно посетите корабль и вспомните о Красном Море, Тистельгорме, его команде, Командоре Кусто, Дельфине. И подумайте, как причудливо переплетаются линии времени.