Меню

Thistlegorm

Вернуться к списку дайвинг сайтов затонувших кораблей

Thistlegorm     

Вернуться к списку дайвинг сайтов затонувших кораблей

Как организован дайвинг на SS Thistlegorm

Нырнуть на Тистельгорм обязан каждый дайвер.  Не будет преувеличением сказать, что Тистельгорм – это второй самый известный рэк в мире, ибо славу Титаника трудно перебить.

ДЦ Дельфин организует выходы на Тисельгорм в режиме дейли дайвинга. Доплата ко дню дайвинга или курса за дальний выход составит 100$ за каждого дайвера. На всех кораблях команда готовит вкусный завтрак, замечательный обед и предоставляет напитки. Это стоит 15$, которые взымаются со всех дайверов и пассажиров на корабле.

Минимальная квалификация для дайвинга на Тистельгорм - Advanced open water diver,  CMAS ** или их эквиваленты.

Перед выходом на этот рэк необходим чек дайв с берега или день дайвинга на рифы с гидами Дельфина. 

Корабль выходит из порта Шарм эль Шейха в 05:30. Время в пути 3,5 - 4 часа. По пути вам предложат завтрак, проведут подробный брифинг, у вас будет время собрать и проверить свое снаряжение, а некоторые успевают и поспать.

Первое погружение

Первое погружение это, как правило, ориентационный дайв вокруг судна. Глубина погружения не превысит 30 метров. За один дайв, в спокойном темпе, можно осмотреть:

  • Зону взрыва, с танкетками, снарядами, патронами;
  • Корму с зенитными орудиями;
  • Бронзовый винт, каждая лопасть которого примерно с ваш рост
  • Локомотив, верхнюю палубу Тистельгорма, 4 железнодорожных цистерны и тендеры, Упавшую мачту, якорную лебедку и цепь.

Не поленитесь и отплывите от носа Тистельгорма метров на 5, погрузитесь  ниже уровня верхней палубы. Здесь вас ждет сюрприз - отличный вид носовой части судна. Если видимость хорошая, то величественные формы, изгибы бортов, свисающая якорная цепь и огромный якорь, лежащий на дне под клюзом по правому не оставят вас равнодушным, а масштабы и размеры просто поражают.

Когда вы видите судно спущенное на воду, вам не видна  его погруженная в воду часть, в то время как здесь вы увидите все, от киля и до верхней палубы. Если же у вас с собой камера с широкоугольной линзой, то можно создать неплохое фото в рамку в вашем рабочем кабинете.

Второе погружение

Второе погружение вы совершите в трюмы корабля. Здесь до сих пор покоится весь груз предназначавшийся для Британской армии Монтгоммери.  Джипы, грузовики, мотоциклы, генераторы, ящики с винтовками, самолетные крылья и двигатели, кровати-раскладушки, и даже корыта для помывки личного состава, и это далеко не все. Обязательно заплывите в камбуз  и осмотрите его, загляните в холодильник, найдете деревянную колоду для рубки мяса , гору банок из под консервов, которыми когда-то кормили экипаж.

В трюмах принято плавать против часовой стрелки, так двигаются 99 % дайверов, однако, есть и те, кто упорно идет по «встречке» расталкивая локтями всех остальных.... Но это - не про нас! На обратном пути часто возникает возможность сделать третий дайв на сайтах Shark Reef или Lonely Mushroom. Стоимость третьего дайва в день, как всегда, 20$.

Если вам повезло, и вы ныряете на Тисельгорм в ходе сафари, то изучив заранее диаграмму приливов-отливов можно спланировать свое погружение в лучшее время – это верхняя точка прилива, когда течение останавливается, а видимость максимальная.

Отдельного внимания заслуживает ночное погружение по верхней палубе рэка. Чего там только не увидишь – мурены, крокодилы и скорпионы, красивейшие мягкие кораллы и губки, и даже спящая черепаха.  

Правила безопасности на Тистельгорме:

  1. Внимательно прослушайте брифинг перед погружением
  2. Подготовьте и проверьте все свое снаряжение и нитрокс до выхода в море.
  3. Спуск и подъем выполняйте исключительно с использованием спускового конца (течения на Тистльгорме почти всегда очень сильные, а над головой постоянно швартуются дайвботы и крутятся зодиаки)
  4. На Тистельгорме много острых кромок и листов разорванной стали, следите внимательно за плавучестью и не хватаетесь за рэк, даже если вы в перчатках.
  5. Как правило, погружение проходит в окружении десятка других групп. Будьте внимательны и следуйте за своим гидом и группой.
  6. Чаще проверяйте запас воздуха в баллоне, большая глубина и сильные течения значительно увеличивают расход газа. Рекомендуем заказывать баллоны 15 литров.
  7. Следите за показаниями компьютера и бездекомпрессионными пределами (рекомендуем использовать NITROX на обоих дайвах). Если вы пока не Nitrox Diver, курс можно пройти прямо в ходе этой поездки.
  8. Если, по каким-либо причинам вам необходимо срочно прервать дайв, то постарайтесь сообщить гиду или напарнику о возникших проблемах, затем доплывите до ближайшего каната, ведущего наверх и вдоль нее начинайте медленный подъем. На поверхности, поднявшись на чужой корабль, назовите как называется ваш корабль. Вам всегда помогут добраться до своего бота и, возможно, угостят чаем.
  9. После каждого дайва обязательно делайте остановку безопасности на 5 метрах, при этом не отпускайте веревку.

История Тистельгорма

Тистельгорм - это легенда Красного моря. Дайв на этот рэк больше, чем обычное погружение в наших водах, поскольку у вас возникает возможность руками прикоснуться к одной из трагедий Второй Мировой Войны.

История, финал которой вы увидите на глубине тридцати метров, началась в далеком 1939 году, когда на верфи судостроительной компании Thomson & Sons Ltd в Сандерленде (Шотландия) был заложен, а в 1940 году спущен на воду вооруженный транспортный корабль общего назначения Тистельгорм.

Великобритания вступила в войну 3 сентября 1939 года. Поэтому, как и многие британские транспорты того времени, Тистельгорм был вооружен. На корме корабля были установлены два легких орудия, снятых с боевых кораблей еще Первой Мировой Войны. Команда была пополнена четырьмя артиллеристами орудийного расчета.

Название корабля - «Thistlegorm» - переводится, как «Голубой чертополох» - национальный цветок Шотландии и эмблема компании - владельца «Albin Line».

В 1940-41 гг. Тистельгорм успел совершить три рейса в Карибский бассейн и в США. Груз: самолеты, рельсы, хлопок, ром.

В мае 1941 года Тистельгорм вышел из порта Глазго с грузом, записанным в судовую роль как «МТ», то есть «Motor transport». Под этим невинным определением скрывался обширный список снарядов, мин, патронов, авиабомб, винтовок, медикаментов, бронетранспортеров, мотоциклов, грузовиков, джипов и прочей военной техники.

Порт назначения: Александрия, Египет. Стратегический груз предназначался для Восьмой Британской армии Бернарда Монтгомери, дислоцированной в Египте и восточной Ливии. Британцам противостояли немецко-итальянские войска под командованием Лиса пустыни Фельдмаршала Эрвина Роммеля.

В наши мирные дни вы бы проложили свой маршрут из Глазго в Александрию через Гибралтарский пролив и Средиземное море. В 1941 году этот короткий путь был крайне опасен, поскольку Германия и ее союзники контролировали практически все северное Средиземноморье. Итак, длинный, но менее опасный путь лежал вокруг Африки, вокруг мыса Доброй Надежды.

В составе конвоя, Тистельгорм успешно миновал волчьи стаи немецких подводных лодок в Атлантическом океане. В Кейптауне и в Адене были сделаны остановки для дозаправки углем и водой. В составе конвоя из 16 кораблей, в сопровождении легкого крейсера Карслайл, Тистельгорм прошел Баб Эль Мандебский пролив и вошел в Красное море.

На подходе к проливу Губал капитан корабля Вильям Эллис получил предписание следовать к безопасной якорной стоянке «F» возле рифовой системы Шааб Али у побережья Синая. Проход через Суэцкий канал был заблокирован взорванным кораблем, и конвой был вынужден ждать.

Стоянки назывались безопасными, поскольку в эти места не долетали немецкие бомбардировщики с авиабазы Luftwaffe KG 26 на острове Крит.

Настал октябрь 1941 года. В этот жаркий осенний месяц удача изменила Тистельгорму, его команде и капитану.

Роль лайнера Queen Mary

В те же осенние дни в Красное море вошел пассажирский лайнер Куин Мэри. Это был огромный корабль, сильно напоминавший Титаник. В мирное время лайнер возил пассажиров из Европы в Америку. Когда началась война, в каютах были установлены трехярусные койки, и корабль занялся перевозкой солдат. Осенью 1941 года Куин Мэри вошел в Красное море, имея на борту 1200 солдат из Австралии и Южной Африки.

Две двойки тяжелых бомбардировщиков Хенкель 111 вылетели с авиабазы на Крите. Задача: найти и уничтожить Куин Мэри. Это был один из первых дальних ночных вылетов на самолетах такого типа. Куин Мэри обнаружен не был, и самолеты легли на обратный курс. Ночь была лунная. Ориентиром пилотам служило практически линейное побережье Синая. В серебристом свете луны пилоты заметили скопление кораблей. Было принято решение атаковать самый крупный из них. Это и был Тистельгорм.

Две бомбы папали в кормовой трюм, где находился весь груз боеприпасов. Вскоре последовал последовал мощнейший взрыв, который разорвал Тистельгорм пополам. Мгновенно погибли 9 человек, которые находились в этот момент на корме. В их числе - орудийный расчет. Взрыв был такой силы, что два паровоза весом 120 тонн каждый, были подброшены в воздух. Ныне эти паровозы лежат в 60 метрах справа и слева от рэка.

Корабль быстро затонул. Оставшиеся в живых члены команды были спасены другими судами конвоя. С этого момента началась совсем другая - подводная история Тистельгорма.

Роль Командора Кусто и Калипсо

Как всем известно, в 1943 году в Марселе, оккупированном Германией , Жак Ив Кусто и инженер Эмиль Ганьян впервые испытали удачный прототип современного акваланга. Первый аппарат был сделан по чертежам Ганьяна в компании Air Liquide в пригороде Парижа Boulogne-Billancourt, где автор этих строк провел несколько славных лет своей непростой жизни....

Аппарат был запатентован как изделие «CG45» для коммерческого использования. Однако, в послевоенной Европе, коммерческий успех был невелик. Поэтому в 1955 году знаменитый корабль Калипсо с командой будущего командора Кусто на борту отправился в Индийский океан для проведения геофизических исследований по контракту с французской нефтяной компанией. Нефти они не нашли, но нашли нечто лучшее - великолепный подводный мир Красного Моря и Индийского океана. В ходе этой экспедиции был обнаружен, обследован и заснят на пленку затонувший корабль Тистельгорм.

Об этом вы можете почитать в книге «В мире безмолвия», которая должна быть настольной книгой каждого аквалангиста. Больше всего исследователей поразил гигантский наполеон, который охранял неплохо сохранившийся груз. Альберт Фалько и Фредерик Дюма подняли на поверхность корабельный колокол - рынду, штурвал и корабельный сейф (пустой). Когда колокол был очищен от ракушек, проявилась надпись: «Thistlegorm Glasgow».

Наши дни

После визита команды Кусто, Тистельгорм долгие 20 лет привлекал только рыбаков - бедуинов. Но в 1974 году один из пионеров дайвинга на Синае Шимшон Машиах (ныне - владелец великолепной яхты Sea Bell в Эйлате) узнает о рэке. Информация была получена, как и во многих подобных случаях, от рыбака - бедуина из Эльтура.

Информация о рэке держится в секрете, пока в 1992 году шкипер Роджер Винтер из Хургады не привозит на рэк первую группу дайверов.

В 1994 году BBC снимает документальный фильм «Последний рейс Тистельгорма». С этого момента Тистельгорм превращается в один из самых знаменитых, интересных и легкодоступных затонувших кораблей времен Второй Мировой - настоящий подводный музей и аттракцион для многих тысяч дайверов со всего света.

Лайнер Queen Mary компании Cunard Lines совершил свой первый рейс в 1936 году.  Он был обладателем Голубой ленты Атлантики и самым роскошным лайнером своего времени.  В годы второй мировой войны лайнер перевез более 880 000 солдат и офицеров.  В мирное время более 2 000 000 пассажиров.

В 1967 году лайнер совершил свой последний переход в  Лонг Бич, Калифорния, где он встал на вечную стоянку. 

Теперь Queen Mary это роскошный отель, культурный центр и музей.  https://queenmary.com/

Будете в Калифорнии, обязательно посетите корабль и вспомните о Красном Море, Тистельгорме, его команде, Командоре Кусто, Дельфине.  И подумайте, как причудливо переплетаются линии времени.