Меню

SS Turkia

Вернуться к списку дайвинг сайтов затонувших кораблей

История

Судно было построено в Гуле (Kingston upon Hull, Yorkshire, GB) на верфи Earles Shipbuilding and Engineering Co. в 1909 году и получило название “Livorno II”. Размеры судна: 90х13 м. Водоизмещение: 1671 т. Было оборудовано паровым двигателем компании Amos Smith мощностью 1000 л.с. и развивало скорость до 9.5 узлов. Тип судна: Грузовая шхуна с паровым двигателем.

В составе торгового флота Thomas Wilson & Sons, Livorno II использовалось на торговых линиях между Гулем, Лондоном, Адриатикой, Константинополем и Санкт Петербургом. С 1916 года судно работало на линии Гуль – Триест. После Первой Мировой Войны и революции в России, грузопоток на Балтике значительно сократился. В 1920 – 1935 годах экспорт из РСФСР был возможен только на советских торговых судах. В этих условиях Wilson Line провела реорганизацию и в 1935 г. Livorno II было продано West Hartlepool Navigation Shipping Company Ltd a затем Helleic Lines of P.G. Callimanopulos. Сумма последней сделки составила 7200 футов стерлингов. В декабре1935 года судно было переименовано в Turkia.

Последнее плавание

Последнее плавание Туркии началось в Нью Йорке в Мае 1941 года. Груз значился как «федеральная собственность». В 1941 году это могло обозначать только военные поставки.

Порт назначения: Пирей, Греция. В грузовую декларацию внесены автомобили, винтовки, боеприпасы, взрывчатка, электропровод, металл в слитках, автопокрышки, медикаменты и пр.

Поскольку Гибралтарский пролив был надежно закрыт немцами, Туркия отправилась в дальний путь вокруг мыса Доброй Надежды через Аденский залив, Баб- Эль- Мандебский пролив, Красное Море и Суэцкий канал. Несчастье случилось в средней части Суэцкого залива.

Следует отметить, что к середине мая 1941 года Греция уже была целиком оккупирована в результате молниеносной операции Вермахта.  Груз был уже не нужен в Пирее.

17 мая 1941 года. Средняя часть Суэцкого залив напротив маяка Зафарана

Выписка из журнала Ллойда: « 17 мая 1941 года в третьем трюме начался пожар. Пламя быстро распространялось, и борьба с огнем была невозможна. Ввиду опасного характера груза (взрывчатка и боеприпасы), команде пришлось покинуть судно. Через 10 мин прогремел взрыв , и судно быстро затонуло на глубине 22 метра.

Никаких действий по спасению груза не последовало, поскольку в Порт Саиде и Суэце не было соответствующих сил и средств.»

Туркия не была зарегистрирована как «военная потеря», поскольку речь шла скорее о несчастном случае в период военных действий.

Туркия - интересный  и неглубокий рэк.  Но чтобы нырнуть на него требуется суточный переход  от пролива Губал вверх по Суэцкому заливу.  Редкие сафарийные корабли решаются на этот переход.

Вернуться к списку дайвинг сайтов затонувших кораблей