Dunraven
История
В начале 70-х пионер дайвинга на Синае Говард Розенштайн (Howard Rosenstain) основал в Наама Бэй один из первых израильских дайв центров Red Sea Divers.
Успех был фантастический. Через этот дайв центр и появившиеся позже первые сафарийные лодки Fantasea 1 и Fantasea 2 прошло множество дайверов со всего мира и съемочные группы многих мировых киностудий.
В 1977 г. Говард задумал проект, который привлек бы интерес к Синайскому сектору Красного моря. Весь мир был под впечатлением от только что вышедшего кинофильма "Глубина" и рассказанной в нем истории о находке парохода Rhone, затонувшего в районе Британских Виргинских островов 29 октября 1867. Говард занялся поисками подходящего затонувшего корабля.
Рыбаки-бедуины оказались неоценимым источником информации, да и следовать их указаниям было несложно: « В проливе (Губал) есть одно место вдали от берега. Чтобы найти его, иди на закат и в трёх сигаретах от Рас Мохамеда найдешь риф, который обнажается в отлив. Иди к оконечности рифа с юго-востока».
Риф Beacon Rock
Используя эту и другую информацию, Говард и его команда сузили район поисков и фортуна улыбнулась им.
«Прыгнуть в воду прямо над рэком было большой удачей. Группа американцев во главе с Карлом Росселером из команды Sea&Sea стали свидетелями этого дайва» - писал Говард.
Корабль, который они обнаружили, и был Данрэвен. Но прошло еще 2 года, прежде чем удалось узнать его подлинное название и историю.
В годы Первой Мировой войны Полковник Томас Эдвард Лоуренс, известный англичанам как Лоуренс Аравийский, а арабам, как Эль Лоранс, использовал несколько судов для доставки денег и драгоценностей из Суэца в Порт Акаба, Деньги были предназначены для финансирования арабских племен, воевавших против турок. Конструкция некоторых из этих судов была очень похожа на конструкцию Данрэвена.
История Лоуренса Аравийского стала широко известна после выхода на экраны в 1962 году блокбастера « Lawrence of Arabia» с Питером О’Тулом и Омаром Шарифом в главных ролях. Фильм получил 7 номинаций Оскара и стал одним из самых кассовых фильмов того времени.
Очень скоро пошли слухи, что дайверы нашли пропавший корабль сокровищ Эль Лоранса. Названия судов Лоренса были известны: Dufferin, Harding, M-31 и Suva. Ни один из них не пропал без вести. Однако Говарду нужна была теория о связи обнаруженного рэка с деятельностью Лоуренса Аравийского. И это сработало: Компания ВВС выразила желание снять фильм о затонувшем корабле. Сегодня, через 33 года, Розенштейн признает, что он намеренно придумал эту связь с историей. Как бы там ни было, своего он добился - привлек внимание многих дайверов именно к своему уголку Мирового океана.
В конце концов, стало очевидно, что нет никакой связи между Лоренсом и найденным рэком. Однако на смену этой версии была выдвинута другая, не менее привлекательная. Во время Первой Мировой Войны Британия использовала целый флот «кораблей Q». Так называли гражданские суда со скрытно установленным вооружением. Главной целью этих кораблей были германские подводные лодки, а главной ареной их деятельности были Северная Атлантика и Средиземное Море. Однако несколько таких кораблей состояли на службе у Британской разведки и могли быть отправлены на Ближний Восток с секретной миссией. Судьба некоторых «кораблей Q» не известна до сих пор.
Как бы то ни было, лишь в 1979 г. название "Dunraven" было обнаружено на фарфоровой посуде, поднятой с рэка. Розенштейн и его команда так же очистили корму судна, где и обнаружилась надпись "Dunraven".Теперь в названии корабля сомнений не оставалось. Операция по очистке кормы судна была заснята командой ВВС и стала эпизодом документального фильма "Загадки затонувших кораблей Красного моря", который вышел на экраны в конце 1979 г.
Драматическая история вокруг затонувшего корабля продолжалась. В то самое время, когда происходило исследование судна, в Кэмп Дэвиде (США) шли Арабо-Израильские мирные переговоры (заклейменные Советской прессой как «Арабо-Израильский сепаратный сговор»). Данрэвену не удалось стать частью Арабской истории начала века, но, неожиданно, он стал маленьким эпизодом современной истории региона.
По возвращении из Кэмп Дэвида, Посол США в Израиле Самюэл Льюис дал интервью ВВС. Его беседа с британскими корреспондентами была включено в документальный фильм о погибших кораблях. В этом интервью было впервые заявлено о достигнутом решении вернуть Синайский полуостров Египту. Лишь только Розенштейн добился невероятного прорыва в освещении международными средствами массовой информации своего открытия, как оказалось, что делу его жизни грозит крах.
Судно
Данревен был спущен на воду в декабре 1873 г. на верфи компании Митчел и К в Ньюкастле, Англия. Он был записан в регистр как «железное винтовое паровое судно» и являлся парусно-паровой бригантиной. Это был относительно новый тип судна – парусное вооружение, дополненное паровым двигателем. Судно имело водоизмещение в 1,613 тонн, и было оснащено двухцилиндровым паровым двигателем мощностью 140 л.с. производства компании Messrs Humphrys & Tennant из Ньюкасла. Данрэвен развивал скорость до 8 узлов. Длина корабля 79,6 м., ширина 9,8 м. Владельцем и управляющей компанией Данрэвена был W. Milburn (London). После успешных испытаний, он стал использоваться на линии Бомбей – Ливерпуль.
Кораблекрушение
В январе 1876 г. 27-летний капитан Эдвард Ричардс наблюдал за погрузкой своего корабля в Ливерпуле. Груз был обычным: лес и сталь для развивающейся тяжелой промышленности Индии. Путь в Бомбей прошел без происшествий и в конце марта корабль принимал обратный груз в Англию. Данрэвен покинул Бомбей 6 апреля 1876 г. с грузом, который был обозначен как "обычные колониальные товары, предназначенные для доставки в Ливерпуль". Команда судна состояла из 25 человек. Индийский океан корабль прошел без проишествий. После короткой остановки в Адене для загрузки углем он продолжил свой путь через Баб-Эль-Мандебский пролив и вошел в Красное море. Запись в судовом журнале от 24 апреля гласит: "погода ясная и спокойная, ветер слабый, море гладкое, паруса не установлены. Корабль идет полным ходом со скоростью 6 узлов" В час пополуночи второй помощник увидел гористый берег прямо по курсу и принял его за остров Шедван. Через пятьдесят минут он увидел свет и решил, что это маяк Ашрафи, стоящий в проливе Губал. Позже он описывал свет как «яркий и неподвижный». Капитан все это время находился на мостике, и не имел сомнений относительно правильности курса. Рулевой показал, что света он не видел.
В 2:15 пополуночи капитан спустился вниз, оставив распоряжение позвать его через час. В 2:40 свет потерялся из виду, как будто просто исчез. Позднее второй помощник дал неясные свидетельства на этот счет. Вначале он заявил, что позвал капитана, как только потерял свет из виду, но затем поменял показания, указав, что было это около 3:30-3:40.
В 3:40 капитан появился на палубе. Гористый берег виднелся в 6 – 7 милях по правому борту в северном направлении. Капитан немедленно изменил курс на два румба правее, то есть ближе к земле. Десять минут спустя впередсмотрящий увидел что-то большое и темное в воде. Решив, что это буй он сообщил на мостик, но ответа не получил. В ту же минуту второй помощник также увидел темный объект, но не придал этому значения, и сообщил капитану лишь мимоходом. Эдвард Ричардс немедленно приказал застопорить машину, но еще до того как команда была выполнена, Данрэвен налетел на риф, получив пробоину ниже ватерлинии у самого носа. Немедленно начали работать паровые насосы, но к семи часам утра вода достигла машинного отделения, и залила топки. К полудню правая сторона палубы оказалась под водой и капитан с командой перешли в спасательные шлюпки. Они оставались рядом с обреченным кораблем до четырех часов пополудни, пока арабское каботажное судно не взяло потерпевших бедствие на борт. Только тогда капитан Ричардс узнал свое настоящее местоположение – южная оконечность Синайского полуострова. В пять часов вечера Данрэвен соскользнул с рифа и ушел под воду на глубину 27 метров. Три дня арабский парусник стоял на якоре над Данрэвеном, пока капитан и его команда не были пересажены на проходящий итальянский пароход «Арабия», который переправил их в Суэц. Позже пароход «Мальва» компании Peninsula & Orient доставил команду и капитана в Англию.
После разбирательства в Комиссии по торговому судоходству, судья заявил, что «что капитан не предпринял никаких реальных усилий для установления истинного местонахождения корабля с полудня 24 апреля и до самого его столкновения с рифом в 3:50 ночи 25 апреля. Пренебрежение этой наиболее важной мерой предосторожности, скорее всего и привело к потере корабля. Кроме того, после тщательного изучения навигационной карты, представляется очевидным, что земля, увиденная вторым помощником, не могла быть островом Шедван, и свет не мог быть светом от маяка Ашрафи. Наиболее вероятно, что это был свет с проходящего судна.» Суд признал потерю Данрэвена следствием ошибки и пренебрежения своими обязанностями капитана Эдварда Ричардса и приостановил его капитанскую лицензию на 12 месяцев, предоставив, однако возможность выходить в море первым помощником.
Погружение на Данрэвен
Данрэвен лежит кверху килем на обширном песчаном плато с редкими кораллами. Нос корабля упирается в риф на глубине 17 метров и эта глубина – минимальная для этого погружения. Корма лежит на глубине 29 метров в сторону моря.
Осмотр начинается с носа корабля, который разрушен ударом о риф и коррозией. Из клюза по левому борту, почти полностью скрытая между судном и рифом, уходит якорная цепь. Из клюза по правому борту свисает обрывок цепи, сильно обросший кораллами. Из-за сильных повреждений носа корабля осмотр по большей части проходит снаружи. Далее вы направитесь к корме судна вдоль правого борта, местами сильно разрушенного. Здесь на дне видны остатки двух мачт и корзины впередсмотрящего. Среди редких кораллов на песке можно встретить скатов-хвостоколов, мурену, рыбу-скорпиона. Семейство дружелюбных наполеонов проживает здесь практически постоянно.
В кормовой части находится винто - рулевая группа. Одна лопасть винта отломлена. От винта опускаемся вертикально вниз до самого дна, где глубина достигает 29 метров (максимальная глубина на этом дайве). Здесь в корпусе судна имеются довольно широкие проломы, позволяющие вам без труда проникнуть внутрь. При проникновении внутрь, рекомендуется иметь подводный фонарь, но можно обойтись и без него, так как достаточно много естественного света проникает сквозь иллюминаторы и проломы в корпусе судна. Заплыв внутрь, вы окажетесь в большом и пустом внутреннем пространстве корабля. Вдоль днища, ставшего «потолком», проходит вал пропеллера. Все медные крепления, к сожалению, исчезли еще во времена Говарда Розенштейна. Зеленоватый полумрак, царящий внутри судна, свет, проникающий через иллюминаторы, и темные ребра - шпангоуты неизменно создают атмосферу древнего парусника. Каковым в сущности и является Данревен.
Двигаясь по направлению к носу судна, вы окажетесь у машинного отделения, где два огромных котла служат опорами для конструкций корпуса. Котлы расположены бок о бок и занимают большую часть пространства в этом месте, оставляя лишь узкий проход слева, позволяющий дайверам пройти здесь только по одному. На другой стороне котлов, у левого борта, расположены все краны, вентили и сами двигатели, с сохранившимися соединениями и поршнями.
Остановитесь прямо над котлами и затаите дыхание. Вы услышите равномерный рокот. Арабские гиды скажут вам, что паровое сердце Данревена продолжат биться. На самом деле вы слышите звук вырывающихся из дыр в корпусе больших пузырей воздуха. Огромный корпус корабля создает звуковой резонанс, напоминающий звук работающего мотора.
Далее вы пройдете через узкий проход у правого борта, который ведет к огромному разлому в корпусе судна. Здесь собственно и заканчивается внутренний осмотр затонувшего корабля. Перед выходом можно наблюдать большую стаю стеклянных рыбок, всегда предпочитающих тень и расступающихся лишь для того, чтобы пропустить вас и снова смыкающихся в целостный, пульсирующий шар. Здесь же часто можно увидеть крылаток и рыб-скорпионов.
Выйдя через разлом в корпусе, можно повернуть назад и, если у вас достаточно воздуха, пройти снаружи вдоль киля и левого борта, густо покрытого кораллами до винта. После осмотра рэка следует вернуться к рифу и дрейфовать по течению в любую сторону вдоль стенки. С глубины 5 метров следует запустить буй. Риф Бикон Рок известен сильным прибоем. Поэтому, для выхода на бот или на зодиак, следует отплыть от рифа подальше.
Эпилог
Эдвард Ричардс родился в 1849 году в портовом городке Сент Ивс (St.Ives, Cornwall), где теперь расположился модный приморский курорт. В 1872 году, в возрасте 23 лет, он получил диплом капитана торгового флота. Это - необычно ранний возраст для капитанского звания. До Данревена, он командовал судами Этна и Альвега. После крушения Данревена в 1874 году, прошло три года прежде чем он снова смог стать капитаном. Под его начало была снова поставлена Этна. Всю свою жизнь он оставался капитаном торгового флота.
После возвращения Синая Израилю, Говард Розенштейн покинул Шарм Эль Шейх. Но еще много лет он занимался исследованием Красного Моря и Индийского океана с борта исследовательско-сафарийных кораблей Fantasea 1 и Fantasea 2. 35 метровая яхта класса люкс (Lloyds class 100 A1 + LMC) Fantasea 2 и теперь возит дайверов в Индонезии. Новое название судна «Pelagian». В настоящее время Говард Розенштейн является владельцем компании “Fantasea” http://www.fantasea.com/s.nl/it.I/id.16/.f , специализирующейся на производстве боксов для подводной фото и видео съемки и проживает в Израиле. В 2009 году он был удостоен награды International Scuba Diving Hall of Fame за выдающийся вклад в развитие дайвинга и исследование подводного мира.