Меню

Салем Экспресс Salem Express

Вернуться к списку дайвинг сайтов затонувших кораблей

Салем Экспресс SALEM EXPRESS

Координаты: 26.39.01 СШ 34.03.48 ВД Риф Хиндман юго восточнее Сафаги Минимальная глубина 10 метров Максимальная глубина 30 метров Доступен для дайверов Open Water Diver.

О пароме Салем Экспресс

Судно было спущено на воду в 1976 году на французской верфи Constructions Navales et Industielles de la Mideterranee et la Seine под названием Fred Scamaroni (в честь видного деятеля французского сопротивления, соратника Маршала Де Голля). Сменив несколько владельцев и названий, судно стало Салем Экспрессом в 1988 году. Салем Экспресс имел 100,3 метра в длину и 18 метров в ширину при осадке 5 метров с балластом. Что делает судно одним из крупнейших рэков Красного Моря. Паром приводился в движение 4 восьмицилиндровыми дизельными моторами французского производства.

Последний маршрут Салем Экспресс

16 декабря 1991 года пассажирский паром Салем Экспресс отправился из порта Джедда (Саудовская Аравия) в порт Сафага (Египет), имея на борту несколько сот пассажиров. Подавляющее большинство пассажиров были паломники, возвращающиеся из Мекки. Как и все мусульмане, совершающие хадж, пассажиры Салема были одеты в свою лучшую одежду. На судне царила атмосфера праздника. Капитан судна Хасан Моро был опытным моряком. В прошлом профессор Академии ВМС Египта, В 1988 году Хасан Моро стал капитаном парома Салем Экспресс. Работая много лет на линии Джедда-Сафага, он приобрел привычку сокращать маршрут, проводя судно между рифами Хиндман и Африканским побережьем. Экономия времени составляла около 2 часов.

Стандартный подход к порту Сафага идет мористее вокруг северной оконечности рифа Панорама. После крушения Салем Экспресс этот маршрут стал обязателен для крупных судов.

Итак, 16 декабря 1991 года Салем Экспресс отправился в свой последний переход. Впереди лежали 450 морских миль Красного Моря. К ночи погода стала портиться. Ветер достиг ураганной силы. Поднялись волны. Капитан Моро понимал, каково приходится пассажирам его судна. Особенно палубным пассажирам, которые составляли большинство. В попытке спрятаться за рифы, Капитан отклонился от своего привычного курса. Близилась полночь. В штормовом море невозможно было разглядеть рифы. Все перечисленное привело к тому, что паром налетел на южную оконечность рифа Хиндман.

Результат удара был двоякий: пробоина в носовой части и отброшенный трап-люк на корме парома. Вода хлынула внутрь судна с двух сторон и оно дало крен на правый борт. Салем Экспресс затонул в течении 20 мин. Судно опустилось на ровное дно на глубину 30 метров.

Несколько меньших судов стояли на якорях на подветренной стороне рифа. Однако скорость, с которой произошла катастрофа и штормовое море не дали им возможности прийти на помощь терпящим бедствие.

В судовую роль Салема было записано 578 пассажиров и 72 члена команды. Большинство из них погибли в первые минуты катастрофы. Шлюпки и спасательные плоты не были спущены на воду и все, оказавшиеся в воде, были предоставлены сами себе. Лишь около 180 пассажиров смогли добраться до берега вплавь. Официальный список жертв насчитывает 470. Капитан Хасан Моро погиб вместе с судном.

Позже появились сообщения, что Салем вышел из порта Джедда сильно перегруженным. Однако Саудовские портовые власти опровергли эти утверждения.

В ходе спасательной операции удалось извлечь много тел погибших. Но опасность работы в отдаленных частях судна стала слишком велика. В результате водолазы ВМС Египта заварили проходы в нижние уровни парома, оставив множество тел в их подводной могиле.

Дайвинг на Салем Экспресс

Обычно дайверы прибывают на место крушения парома в ходе сафари и дайвинг делается с зодиаков. Погружение обычно не представляет трудности. Верхняя часть судна доступна сертифицированным дайверам уровня Open Water. Попытки проникнуть внутрь рэка не рекомендованы дайверам любого уровня.

Судно покоится на ровном грунте на глубине 32 метра. Паром лежит на правом борту. Кормовой трап люк открыт. Левый борт парома обращен к поверхности и имеет глубину 10-12 метров. Вдоль всего борта идут большие квадратные иллюминаторы. Часть из них открыта. За леерным ограждением идет открытый палубный проход. Здесь же расположено множество дверей, ведущих во внутреннюю часть судна. Все двери заварены.

Ближе к носу судна находится капитанский мостик а сразу за ним – две массивные трубы соединенные перемычкой. К трубам прикреплен логотип компании в виде большой буквы “S”.

За трубами находилась открытая палуба с пластиковым тентом. Остатки этого тента во множестве лежат на дне возле судна. Проникновение внутрь судна через кормовой трап люк не представляет трудности. Однако вид сотен скаток из матрасов и одеял (менее состоятельные паломники в Мекке довольствуются только армейскими палатками, а постель они везут с собой) вкупе с разбитыми чемоданами оставляет весьма мрачное впечатление.

Рэк обрастает твердыми кораллами и многочисленные обитатели рифа постепенно делают его своим домом. Со временем Салем Экспресс станет частью рифа Хиндман, погубившего его декабрьской ночью 1991 года.

Послесловие

Моральная правомерность дайвинга на рэки, ставшие могилой для сотен людей, не очевидна. Мы оставляем самим дайверам решение погружаться или нет на Салем Экспресс.

Вернуться к списку дайвинг сайтов затонувших кораблей