Меню

Carnatic

Вернуться к списку дайвинг сайтов затонувших кораблей

Пароход Карнатик был построен лондонской компанией Samuda Bros и классифицирован как « железный парусно-паровой клипер водоизмещением 1776 тонн». Его размеры были 89,8 X 11,6 метров. В добавление к мачтам и парусам, он был оснащен четырехцилиндровым двигателем мощностью 2,442 ЛС.

Карнатик был спущен на воду в декабре 1862 и зарегистрирован в марте 1863 года. Затем, 27 июня он отправился в Калькутту и в дальнейшем использовался для пассажирских перевозок между Суэцем, Бомбеем и Китаем. В 1867 Карнатик стал под командование капитана Джонса – одного из самых способных офицеров компании.

Последнее плавание

Carnatic

К сентябрю 1869 года строительство Суэцкого канала было почти закончено и его открытие ожидалось через три месяца. До этого момента пассажиры и грузы, следующие из Европы, сходили на берег в Александрии и оттуда, по суше, 200 миль следовали в Суэц, откуда на другом корабле продолжали вояж. Такой маршрут был короче и менее рискован, чем путешествие вокруг Африки через мыс Доброй Надежды.

Шла вторая неделя сентября 1869 г. Капитан Джонс готовил свой корабль к новому вояжу: контролировал укладку груза и размещение прибывавших пассажиров. К началу предстоящего плавания на судне находились 34 пассажира, 176 членов команды, груз хлопка, листовой меди, Королевская почта и 40 000 фунтов стерлингов в золотых монетах, предназначенных для Индийского монетного двора.

12 сентября, в воскресенье в 10 часов утра, капитан Джонс приказал отдать швартовы. Карнатик покинул Суэц и начал свое плавание в Бомбей. Капитан Джонс сам управлял судном, идущим через узкий, полный непредвиденных опасностей Суэцкий залив и не покидал капитанский мостик. Поддерживалась устойчивая скорость в 11 узлов, ночь была ясная, дул легкий бриз и небольшой туман укрывал берега, но все мысы и острова были хорошо видны. В 23:40 второй помощник отметил прохождение маяка Ашрафи,  а впереди вырисовывались очертания острова Шедван. Несколько позднее капитан внес небольшие поправки в курс идущего судна.

Спустя 18 минут после корректировки справа прямо по курсу были замечены белые пенящиеся буруны – волны разбивались о риф. Штурвал немедленно был переложен и отдана команда «полный назад». Слишком поздно… Карнатик налетел на риф  и прочно сел на него.

Капитан Джонс сохранял спокойствие. Он оценил ситуацию, проверил состояние корабля и остался даже в какой-то степени удовлетворенным тем, что помпы справлялись с поступающим объемом воды. Поговорив с командой и пассажирами, он принял решение всем оставаться на борту судна. Днем 13 сентября Джонс снова осмотрел корабль. Судно застряло на вершине кораллового рифа, но оставалось в удовлетворительном состоянии. Была течь, но с помощью насосов вода тут же удалялась за борт. Джонс отдал команду сбросить за борт тюки с хлопком, в надежде, что облегченное судно снимет с рифа прилив. Среди пассажиров паники не было. Кто-то из них попросил разрешения высадиться на остров Шедван, но Джонс отклонил эту просьбу.

Капитан Джонс прекрасно понимал все трудности, связанные с перемещением 210 человек на отдаленный остров, где нет даже воды. В тот момент терпящий бедствие корабль не представлял, по его мнению, угрозу для жизни пассажиров и команды, на нём были запасы воды и провианта, а также относительный комфорт. Он также знал, что парусник «Суматра», направляющийся в Суэц, должен вот-вот пройти в этом месте и тогда все будут спасены.

Были накрыты столы к обеду, люди прогуливались по палубе. Постоянно велось наблюдение, не появится ли проходящее судно. К вечеру еще одна делегация от пассажиров обратилась к капитану с просьбой доставить их на остров Шедван спасательными шлюпками. Капитан снова отказал. Недооценив разрушающее действие волн на корпус судна, он решает еще одну ночь провести на борту. Уважая его авторитет, некоторые из дам даже оделись в вечерние платья к ужину, официанты разносили шампанское. Был накрыт роскошный стол. Для многих этот ужин станет последним.

Прочно застрявший на рифе, Карнатик продолжал раскачиваться, от чего пробоины становились всё серьезнее. Теперь его гибель была лишь вопросом времени.

Carnatic

14 сентября в два часа ночи вода достигла паровых котлов, и на корабле внезапно погас свет. Все больше пассажиров хотели покинуть судно, но Джонс всё еще надеялся, что Суматра придет на помощь. К рассвету уровень моря начал подниматься, и вода стала стремительно заполнять корабль. Наконец осознав, что судно потеряно, Джонс приказал готовить шлюпки.

Первые пассажиры заняли места в шлюпках лишь к одиннадцати часам утра. К несчастью, в этот самый момент было уже слишком поздно. По традиции того времени, первыми в спасательные лодки сажали женщин и детей. Только три женщины и ребенок, находившиеся на борту, успели занять места в шлюпках, когда Карнатик неожиданно переломился пополам. Тридцать четыре часа на вершине кораллового рифа оказалось невыносимым испытанием для элегантного парусника. Кормовая часть быстро ушла под воду, унеся с собой пять пассажиров и двадцать шесть членов команды.

Носовая часть завалилась на левый борт и начала соскальзывать с рифа, стряхивая людей в море. Оказавшихся в воде пассажиров и команду внезапно потянуло вниз водоворотом, вызванным уходящей под воду кормой. Как только шлюпки были спущены на воду, настал момент проявить силу и храбрость. Выжившие в катастрофе вместе боролись за спасение.

Пассажиров вытаскивали из воды и отвозили на мелководье над рифом, где собрались остальные лодки. После было выловлено всё, что могло пригодиться, и флотилия из семи шлюпок отчалила к острову Шедван.

Остров Шедван находится в трех милях от края обширного рифа Шааб Абу Нухас. Чтобы сократить путь, мужчины по очереди толкали лодки через риф. Лодки достигли острова только после захода солнца.

К счастью, несколько тюков с хлопком были выброшены на остров. Они были так тщательно увязаны, что остались внутри совершенно сухими. Этот хлопок помог согреться людям, которым предстояло провести на острове холодную ночь. Хлопка было так много, что большое его количество отнесли на возвышенность и подожгли. В конце концов, прибыла Суматра, которая оказала помощь терпящим бедствие. По прибытии в Суэц, капитан Джонс предстал перед комиссией по расследованию кораблекрушения.

Золото Карнатика

14 сентября в два часа ночи вода достигла паровых котлов, и на корабле внезапно погас свет. Все больше пассажиров хотели покинуть судно, но Джонс всё еще надеялся, что Суматра придет на помощь. К рассвету уровень моря начал подниматься, и вода стала стремительно заполнять корабль. Наконец осознав, что судно потеряно, Джонс приказал готовить шлюпки.

Первые пассажиры заняли места в шлюпках лишь к одиннадцати часам утра. К несчастью, в этот самый момент было уже слишком поздно. По традиции того времени, первыми в спасательные лодки сажали женщин и детей. Только три женщины и ребенок, находившиеся на борту, успели занять места в шлюпках, когда Карнатик неожиданно переломился пополам. Тридцать четыре часа на вершине кораллового рифа оказалось невыносимым испытанием для элегантного парусника. Кормовая часть быстро ушла под воду, унеся с собой пять пассажиров и двадцать шесть членов команды.

Носовая часть завалилась на левый борт и начала соскальзывать с рифа, стряхивая людей в море. Оказавшихся в воде пассажиров и команду внезапно потянуло вниз водоворотом, вызванным уходящей под воду кормой. Как только шлюпки были спущены на воду, настал момент проявить силу и храбрость. Выжившие в катастрофе вместе боролись за спасение.

Пассажиров вытаскивали из воды и отвозили на мелководье над рифом, где собрались остальные лодки. После было выловлено всё, что могло пригодиться, и флотилия из семи шлюпок отчалила к острову Шедван.

Остров Шедван находится в трех милях от края обширного рифа Шааб Абу Нухас. Чтобы сократить путь, мужчины по очереди толкали лодки через риф. Лодки достигли острова только после захода солнца.

К счастью, несколько тюков с хлопком были выброшены на остров. Они были так тщательно увязаны, что остались внутри совершенно сухими. Этот хлопок помог согреться людям, которым предстояло провести на острове холодную ночь. Хлопка было так много, что большое его количество отнесли на возвышенность и подожгли. В конце концов, прибыла Суматра, которая оказала помощь терпящим бедствие. По прибытии в Суэц, капитан Джонс предстал перед комиссией по расследованию кораблекрушения.

Дайвинг на Карнатик

Carnatic

Самое удивительное в этом рэке то, что хотя корабль затонул, будучи разделенным на две половины, две эти половины потом легли на дно так, как если бы корабль ушел под воду целым. Сегодня Карнатик расположен у подножья рифа и лежит параллельно ему на левом борту, носом к востоку. Кормовая и носовая части сохранились почти нетронутыми. Между ними поврежденная зона, где корабль переломился пополам. Здесь располагалось машинное отделение.

Глубина, на которой лежит корабль, составляет 25-27 метров, его верхний (правый) борт находится на глубине 18-20 метров. Деревянные надпалубные сооружения и дощаная обшивка давно сгнили. Это дает дайверам возможность исследовать несколько палубных уровней внутри корабля.

На носу расположено большое медное кольцо, которое раньше держало бушприт. Если смотреть спереди, до сих пор видны элегантные обводы Карнатика. Корпус корабля расширяется от носа к средней части. Шлюпбалки отсутствуют с обеих сторон. Вы сможете проникнуть внутрь судна и плавать между железными балками - захватывающая встреча с кораблем, построенным в 1862 году!

Из переднего отсека вы попадаете в часть рэка, поврежденную сильнее всего. Хотя на самом деле это лишь груда металла, средняя секция привлекает исследователей ибо четырехцилиндровый паровой двигатель все еще находится где-то внутри.

Большинство дайверов считает корму самой интересной и захватывающей частью рэка. Так же, как и на носу, через отверстия под шлюпбалками с обеих сторон вы можете попасть внутрь корабля, и исследовать два уровня трюмов. Внутри до сих пор сохранились старинные бочки. И можно только догадываться, что в них содержалось и что именно могло так хорошо сохранить дерево. Быть может, бренди?

Однако чтобы увидеть самое замечательное, вам нужно выплыть из рэка и обогнуть его с задней части. Здесь расположены в ряд семь квадратных кормовых окон. Удивительно, как традиционные стили строительства деревянных кораблей были приспособлены к стальным конструкциям. Под окнами корма мягко загибается вниз и внутрь, открывая огромный руль и одну деталь, которая точно необычна для парусника - большой трехлопастной винт.

С момента кораблекрушения прошло больше ста лет, и теперь можно с уверенностью сказать, что в будущем судно сохранится в том состоянии, в котором он находится сейчас. Корабль обильно заселен мягкими кораллами и рифовыми рыбами, в том числе груперами и крылатками. Карнатик является одним из лучших образцов кораблей XIX в, найденных под водой где-либо в мире. Хотя бы по этой причине его стоит посетить.

И, возможно, вы вспомните о тех, для кого этот корабль стал последним пристанищем.

Постскриптум

После расследования Торговая Палата постановила, что Карнатик был полностью оборудован, и снабжен всем необходимым для безопасного плавания. Капитан Джонс был признан искусным моряком. Бедствие же стало результатом его роковой ошибки.

Джонс считал, что его сбило с курса необыкновенно сильное течение. Однако суд постановил, что он должен был взять за опору маяк Ашрафи, чтобы точно установить своё местонахождение. Джонс был лишен капитанского звания на девять месяцев.

Когда рассматривался вопрос о мерах, предпринятых капитаном для защиты пассажиров и команды после того, как корабль сел на риф, члены Совета единогласно признали, что "когда было решено покинуть корабль, капитан и его команда в стремлении обеспечить безопасность пассажиров сделали всё, что сделали бы опытные и смелые люди".

Капитан Филипп Батон Джонс родился в Ливерпуле в 1830 году. Он получил звание капитана в Лондоне в 1858, в сравнительно молодом возрасте 28 лет. Он командовал кораблями Колумбиан, Монголия, Сурат и Сирия, Джонс был капитаном торгового судна первого класса. После потери Карнатика капитан Джонс никогда больше не выходил в море.

Риф Абу Нухас – Отец Меди продолжил взимать свою плату за проход по проливу Губал вплоть до наших дней.  Крупнейший из кораблей  Giannis D потерпел здесь крушение в 1983 году. Семь рэков лежат на его склонах, но только 4 из них доступны дайверам.

Вернуться к списку дайвинг сайтов затонувших кораблей